ДАЛИ  для меня это не просто имя, это —  мистификация, разрушение общепринятых догм и стандартов, провокация, и в то же время, высочайший художественный профессионализм, гармония, индивидуальность. «Сюрреализм — это я!»- говорил Дали. И это не так далеко от истины, как может показаться. Поэтому, отправляясь в Каталонию, я не могла не запланировать поездку в театр-музей в Фигерасе.Эта поездка начиналась рано утром, т.к. Фигерас находится в 140 км от Барселоны+ 100 км от Салоу до Барсы, дорога была достаточно длинная. Но по пути наш гид Наталья ( кстати она наша соотечественница,  10 лет живет в Испании), очень красочно и эмоционально рассказывала о жизни и творчестве Дали.

"Памяти Ньютона" скульптура олицетворяющая науку, находится на улочке рядом с музеем

Не нагружая Вас излишней информацией скажу, что Дали с детства отличался эксцентричностью, любовью к эффектным выходкам и  костюмам, нравилось ему шокировать и провоцировать публику, быть в центре внимания. Очень часто  он играл  и заигрывал с окружающими, понимая, что от него ждут безумств. Дали никогда не разочаровывал ничьих ожиданий!

Один из трех памятников, посвященных живописцу Мейсонье, находится перед зданием музея ( постамент выполнен из автомобильных шин)

В 1961 году Дали начал сам создавать свой музей ( это уникально, сам автор создавал экспозицию, расставлял по залам все свои произведения).  Музей располагается в здании муниципального театра, которое  было частично разрушено бомбежками Второй мировой войны. Все залы музея пронумерованы Дали с 1-18-22, хотя, это не по Дали, рекомендовать просмотр в определленной последовательности.

"Обелиск телевидения" Вольфа Фостеля и дальше инсталляция Дали -- гигантская голова с телевизором во лбу

» Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому, что я, прежде всего театральный художник; во-вторых,потому, что Театр находится напротив церкви,  в которой я был крещен, а вы знаете, что я католик до мозга костей; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы,»- говорил Дали.

 

Площадь Гала-Сальвадор Дали с фасадом Театра-Музея и памятником каталонскому философу Франсеко Пужольсу ( на заднем плане атом водорода-- элемент образной системы Дали)

Музей был открыт  28 сентября 1974 года, но вплоть до своей смерти в 1989 году Дали менял и  дополнял экспозицию. Музей стал последним шедевром и абсолютным венцом творчества Сальвадора Дали.

"Великая Эсфирь" Эрнста Фукса и знаменитый кадиллак во внутреннем дворике

Поразительный внутренний двор- сад под открытым небом, на месте партера муниципального театра. В центре двора возвышается скульптура Эрнста Фукса «Великая Эсфирь», которая тянет цепями колонну Трояна из автомобильных шин — дань римскому императору, выходцу из античной Испании. И конечно, кадиллак., создающий композицию «дождливого такси», если бросить копеечку, то в машине начинает идти дождь и водитель, и два его пассажира( все манекены) мокнунут на радость зрителям.

Колонна Траяна из автомобильных шин, мраморный бюст Франсуа Жирардона и "далинизированный" "раб" Микеланджело, вместе с лодкой Гала и черным зонтом, являются составными частями величайшего, по мнению Дали, сюрреалистического памятника в мире

Со стен старого театра посетителей приветствуют манекены, чередующиеся с обугленными балками, гротескными чудовищами, барельефами из серии «Искусство и ремесла»…

Стены старого театра

«Начнем дом с крыши, как поступали великие зодчие Возрождения, первым делом придумывая купол,»-говорил, Дали. Поэтому подымаясь из двора на бывшую сцену муниципального театра, мы попадаем в уникальное место, зал, увенчанный поразительным прозрачным куполом, ставшим символом музея и всего Фигераса.

Купол, построенный архитектором Эмилио Перес Пинейро

 

Часть зала под куполом

 

" Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна" Это первое оцифрованное живописное изображение

 

Пианино в зале под куполом

Следующий зал, это Зал сокровищ, названный так самим Дали.Он весь обшит красным бархатом, будто шкатулка для драгоценностей. В этом зале находятся важнейшие из экспонатов Музея и произведения наиболее ярко выражающие дух творчества Дали.

Корзинки с хлебом

«Корзинка с хлебом» — это важнейшая картина для Дали. «Полгода моей задачей было овладеть утерянной техникой старых мастеров, достичь предвзрывной неподвижности предмета. Это самая строго выдержанная картина с точки зрения геометрической композиции».  Эта картина стала иллюстрацией «Плана Маршала», программы американской помощи послевоенной Европе.  Хлеб, горбушка хлеба повторялись, как символ жизни во многих картинах Дали.

Портрет Гала ("Галарина") 1945г

Наверно настал момент написать, тем, кто не знает, кто такая Гала. Гала( в переводе с фр.»праздник»ударение на последний слог) — это еще одна русская женщина Елена Дьяконова, ставшая женой великого испанского художника Дали( у Пикасо жена была тоже русская). Однако в отличие от жены Пикасо, Гала была совсем необыкновенной женщиной, которую нельзя судить обычными мерками.

Еще одни портрет Гала в зале сокровищ: Атомная леда, 1949

Они познакомились в 1929 году, когда Дали пригласил поэта Поля Элюара с женой (Гала) (Брак Гала с Полем был не совсем обычным, Поль любил показывать своим друзьям фото обнаженной жены, Гала, запросто заводила любовников) и их одиннадцатилетней  дочерью к себе в дом в рыбацкую деревню Кадакес.  Дали было —25, ей— 35. Гала сразу поняла, что перед ней гений. А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали «историческую фразу»: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга».  И все. Поль Элюар с дочерью уехал, а Гала осталась с Дали на 53 года до своей смерти в 1982 году, кстати Дали пережил ее только на 7 лет.

И еще один портрет Гала в Зале сокровищ

Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: «Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла…»

Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, 1933

До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной популярности. Она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».

Гала

Из парижанки, находившей удовольствие в развлечениях богемы, Гала превратилась в няньку, секретаря, менеджера гения-художника, а затем и в хозяйку огромной империи, которую сама и создала,имя которой — Дали.  Дали ее боготворил, обожал, дышал ею, подписывал свои картины: Гала, Дали, позже прощал молодых любовников, подарки им, она на всегда осталась его МУЗОЙ.

Картина из зала сокровищ

И еще немного картин  Сальвадора Дали.

Ранние работы Дали очень напоминают стиль Пикасо

 

Портрет

 

Необычные камни у необычного Дали

 

Серия картин, посвященных войне Израиля в 1948 году

 

Из этой же серии

 

Тоже из серии войны на ближнем востоке

 

А эта картина мне понравилась особенно, для меня одна из лучших

 

Картина "Аллегория весны", 1978г. обрамленная альпаргатами с лентами

 

И опять Гала , картина: Галатея сфер,1952

 

 

Поэзия Америки, 1943

 

Работа 1973 года

 

Одна из многих картин в Театре-Музея с оптическим обманом, две картины в одной, как переливающийся календарик, только это полотно художника

 

Нельзя не сказать о тех экспонатах, которые составляют славу и известность этому Музею-Театру во всем мире — это и   гротескные инсталляции, причудливые фигуры, статуи, головы с шеей из чайных ложек, различные оптические композиции и картины,исчезающие изображения, мебель, безумные авангардные композиции на лестнице, например такая

На лестнице

 

Вход в зал с лестницы

Я просто перечислю некоторые названия залов, например, зал «Дворец ветра»,с впечатляющим панно на потолке, зал «Рыбные лавки» с ранними работами Дали, Зал монотеизма «Башня Галатеи», и один из наиболее известных залов Мэй Уэст( американская актриса). В этом зале можно увидеть трансформацию двухмерного изображения в трехмерное пространство.

 

Уменьшающая линза, подвешенная к верблюду, позволяет нам увидеть лицо Мей Уэст, на самом деле это большая комната с диванчиком-губы,нос с аляповатыми часами--ноздрями, глаза -- картины с видами Парижа и Сены, волосы же ее висят, как шторы

 

Вот как это выглядит без линзы. Кстати этот красный диванчик-губы стал символом не только Дали, а всего авангардизма и сюрреализма.

 

Зал Мэй Уэст

И конечно ювелирные работы Дали, это не просто украшения, порой  это целые технологичные, инженерные проекты. Все изделия выполнены только из драгоценных металлов и камней. В зале практически нет света, только слегка подсвечены экспонаты.

 

Потир жизни

 

И опять Гала

 

Это еще один разрекламированный и миллионы раз повторенный ювелирный шедевр

 

И необычные по замыслу и оригинальности эскизы ювелирных украшений

 

А это кольцо, выполненное по предыдущему эскизу

 

Одно из ювелирных сердец Дали

 

Знаменитый слоник Дали

 

Обратите внимание на верхние ягодки грозди винограда

 

А теперь крупнее

 

 

 

Крест, с открывающейся дверкой-камнем

В этом Театре-музее и похоронен Сальвадор Дали. Под основным этажом здания находится склеп, маленькая комната, где хранится могила Сальвадора Дали.  В Театре-Музее Дали его похоронили против воли (он хотел обрести покой в замке Пуболь, рядом с Гала). Здесь он был захоронен 25 января 1989г., два дня спустя после смерти.

Это обычная белая плита в стене, охраняемая шестью жезлами-кадуцеями из серии "Дали Д,ор"

 

Вот один из них

Говоря о Дали нельзя заканчивать на столь грустной ноте. Поэтому, я наконец объясню всем, кто следил за моими повествованиями о путешествии в Испанию, Барселону, что изображено на фотографии  главной на всех 5 частях .

Это здание Музея-Театра в Фигерасе, с знаменитым стеклянным куполом "глаз мухи", золотыми манекенами и яйцами на крыше, а также особенными "украшениями" на всех стенах

 

А это "украшение" на стенах, увеличенное, угадали, что это????

 

Вот теперь на этой оптимистично-провакационной ноте и можно закончить рассказ о Сальвадоре Дали. Я пыталась передать Вам ту атмосферу, которая царит в Театре-Музее Сальвадора Дали, прочувствовать  изыски его нестандартного мышления, выдающегося художника, странного человека, Великого Испанца, как его называют на родине.

Будете в Барселоне, обязательно посетите Дали, не пожалеете, «вывих мозга» я Вам гарантирую!

Категории: Страны. Автор Марина Черноокая
Нет комментариев »

Оставить комментарий


× 4 = двадцать восемь