Конфликт «Белавиа» с Росавиацией в очередной  раз обнажил авиа проблемы в нашей стране.  И мне, как и многим белорусам, все равно, кто виноват в этом конфликте. Пусть россияне виновны на 300%, что выигрываем мы, белорусские пассажиры и белорусское государство, от монополии «Белавиа»? Как можно  узнать цифру прибыли, а, возможно, убытков «Белавиа» за 2011год? Или прибыль аэропорта  «Минск 2» за 2011? В сравнении  с другими.

На мой  взгляд,   интересы национальной авиакомпании давно не отвечают ни интересам государства, которое должно получать максимальные прибыли от  своей авиакомпании и от главного аэропорта страны, ни уж тем более интересам авиапассажиров. Тогда законно возникает вопрос, а чьи интересы, если не государства и пассажиров, отстаивает «Белавиа»?

Ситуация в авиации всего мира за последние годы демонстрирует четкие тенденции:  авиакомпании постоянно банкротятся,  причем  в  абсолютно  разных странах и даже континентах и независимо от того, национальный это перевозчик или частная компания.  Вот несколько последних банкротств: «American Airlines» США, «Air Australia»Австралия, «Spanair»Испания , «Континент»РФ. А вот новые авиа узлы, огромные аэропорты, несмотря на  их дороговизну,  строят повсеместно. Последним примером может стать новый аэропорт Берлина, который откроется в июне этого года. Он обошелся  немцам в три миллиарда евро.  Значит,  прагматичные немцы уверены, что эти деньги потрачены не зря и аэропорт Берлина станет большим транзитным авиа узлом в центральной Европе.

А почему наш «Минск 2» не может стать большим транзитным аэропортом, соединяющим Восток и Запад? Может, надо делать ставку не на авиакомпанию,  а на аэропорт, как это делают во всем мире? Или мы как всегда идем своим путем, не учитывая законов экономики, бизнеса и просто здравого смысла? Ведь в 90-е годы были предложения по инвестированию денег в Минский аэропорт, уверена,  найдутся инвесторы и сегодня. Сначала для модернизации имеющейся взлетно-посадочной полосы до европейского уровня ( в Лондонском Хитроу , к примеру каждую минуту взлетают и садятся самолеты, а количество пассажиров в 2011 году превысило 69 миллионов человек, у  Хитроу 2 взлетно-посадочные полосы ),а там, может, и до строительства второй.

Есть более близкий  нам пример: Рижский аэропорт, принявший в 2011 году пассажиров в два раза больше, чем жителей в  самой Латвии.  А  именно,  количество пассажиров – 5, 107 миллионов человек, что на 9,5% больше, чем в 2010 году, что позволило ему стать аэропортом средней величины. 66% пассажиров перевозила национальная авиакомпания  airBaltic и  20% Ryanair —  бюджетная авиакомпания, и увеличение пассажиропотока на 62% еще одной бюджетной авиакомпании Wizz Air. Рост транзитных пассажиров – 37%, еще  на 7 % выросло количество обслуженных воздушных судов (72 855 воздушных судов) и на    3 % — количество обслуженного груза (12 665 т). В Рижском аэропорту работает  15 авиакомпаний, которые летают в 82 пункта назначений.   Интересно, а каковы показатели  «Минск 2″? О достижениях»Белавиа» осведомлен в полном объеме Кабинет министров, на заседании которого заслушивались результаты работы  «Белавиа» за 2011 год.

Конфликты подобно этому возникают у «Белавиа» постоянно. Только не имели такой бурной огласки в прессе, на телевидении,  как сейчас. И  Lufthansa,  и  Turkish airlines в свое время, и  другие авиакомпании хотели летать из Минска в большее количество городов, но «паритетные условия сделки» всегда были главным аргументом «Белавиа», а о кухне чартерных рейсов и говорить не стоит.

Белорусские турфирмы устали объяснять нашим туристам, что пакетные туры дешевле из Москвы и Киева, т.к. у «Белавиа» нет больших самолетов на 300 и более пассажиров, что позволило бы уменьшить стоимость авиабилета. А «Белавиа» в свою очередь не выгодно содержать большие самолеты, т.к. работа для этих самолетов есть только в летний период на чартерных рейсах. Как объяснить туристам, что даже далекая от  low-cost компания  Lufthansa  продает в марте билеты с вылетом из Минска  в  июне в Порто (Португалия) с одной пересадкой за 90 евро в одну сторону? ( Справедливости ради надо заметить, что  в начале года  авиабилет из Минска до Москвы в одну сторону «Белавиа» продавала за 49 евро).

Сегодня ни для кого не секрет, что 2 low-cost появившиесе в Вильнюсе и Каунасе,  уже отобрали значительное количество пассажиров у «Белавиа». В сентябре 2011 года я сама летала прямым рейсом из Вильнюса в Барселону  с Wizz Air, и мы  были  далеко не единственными пассажирами с синими паспортами.  Да, нас не кормили бесплатно, но 3 часа 15 минут вполне можно пережить без еды.  Да, вылет и прилет были поздние, т.к. обслуживание в аэропортах в ночные часы дешевле, но был новенький Аэробус, да  и стоимость в две стороны 180 евро (багаж  20 кг + ручная кладь 10 кг входили) были решающими при нашем  выборе.

Проблему авиакомпания-аэропорт хотелось бы осветить еще в одном аспекте. Наше государство и Президент очень хотят увеличить количество туристов, приезжающих в Беларусь. Увеличение авиакомпаний, базирующихся в Минском аэропорту, количества авиарейсов прямых и транзитных, количества транзитных  пассажиров непременно приведет к росту въездного туризма.  Только решение этой проблемы, как и еще нескольких ключевых, таких,  как визовая политика нашей страны, например (планирую написать о проблемах въездного туризма  в ближайшее время), приблизит  въездной туризм к другим  бизнесам, приносящим существенную прибыль и государству, и тем, кто этим занимается.

И последнее: очень надеюсь, что здравый смысл восторжествует,  и в ближайшее время будет принято экономически выверенное  решение  по дальнейшему развитию и «Белавиа»,  и аэропорта  «Минск 2». А  у нас с Вами появится возможность, как  у всех европейцев, путешествовать во все уголки мира из аэропорта своей страны с различным уровнем комфорта, минимальными ценами на авиабилеты  конкурирующих  авиакомпаний.

Марина Черноокая

Категории: Авиация. Автор Марина Черноокая
4 комментариев »

4 комментариев к “Как долго продлится монополия «Белавиа»?”

  1. Что правда, то правда. Провтивно летать через Киев Вмльнюс и т. д. , имея свою авиакомпанию ( ай-яй-яй компанию) и шик-блеск аэропорт Пусть бы » умные головки» типа Черноокой нашли бы и подсказали кому надо решение проблемы

  2. дааа, наша белавиа и в самом деле оборзела!!! цены заоблачные, а качество при этом далеко не высшее и какого-то глобального апгрейда в ближайшее время не предвидится, во всяком случае, пока они не потеряют не просто значительную, а бОльшую часть пассажиров…. не говоря уже об отказе от монополии

  3. я считаю, что сегодняшняя ситуация с въездным туризмом в Беларуси заключается не только в проблеме с авиакомпаниями, но еще в проблеме с белорусской визой. Никто к нам не едет, потому что дорого. Беларусь имеет не самую лучшую позицию на мировом рынке, поэтому иностранные граждане нам предпочитают просто альтернативу-другие страны.

  4. Действительно проблема авиакомпания-аэропорт, виза только две из ряда задач,которые надо решить государству. Да-да государству, а не турбизнесу, инвесторам… Я уже писала, что на эту тему напишу большую статью, и там опишу все подробно. Здесь замечу только, что пока государство не проявило в должной мере свою волю по въездному туризму. Воля подразумевает действия, за которыми идут серьезные решения, например, такие как виза, авиакомпания-аэропорт и другие.

Оставить комментарий


шесть + 4 =